Виктор Петрик: "Мое дело станет последней страницей в деятельности этой комиссии!"
Фото: Анвар Галеев (Photoxpress.ru)
Виктор Иванович, у вас много претензий к комиссии по борьбе с лженаукой. Почему?
- Претензии есть не только у меня. Главные признаки комиссии - беспрецедентное хамство и грубость. Наталья Петровна Бехтерева имела неосторожность выразить свое мнение о самом факте создания комиссии. Ей, одной из самых известных ученых нашего времени, научному руководителю Института мозга человека РАН, академику РАН и РАМН, комиссией был вынесен приговор: "Членство в РАН и знаменитая фамилия создают ей дутый авторитет, наносящий вред науке". Этот контртрансферентный перенос принадлежит академику РАН Евгению Александрову, наиболее активному члену комиссии, племяннику настоящего ученого, президента Академии наук СССР Анатолия Александрова. "Я совершенно убежден, что речь идет о пошлой мистификации" - такую оценку дал он исследованиям Бехтеревой в области высшей деятельности мозга.
- Но чем комиссию не устроили ваши фильтры?
- Наши бытовые фильтры не предназначены для очистки воды от радиоактивных загрязнений, как некоторые утверждают. Такая функция была бы избыточной. Технологии очистки воды от радиоактивных загрязнений - это совершенно другие технологии, где наш сорбент УСВР является всего лишь одним из звеньев в цепи сложных решений. Комиссия по некомпетентности или, что намного хуже, умышленно эти понятия путает. Тем не менее если говорить о технологиях очистки жидких радиоактивных отходов, то здесь Евгений Александров имеет особое мнение: "Радиоактивный распад сопровождается механическими толчками отдачи, когда выбрасывается высокоэнергичная альфа-частица. В результате пылинка слетает со своего места на фильтре и мигрирует. Эффективность фильтра падает в сотни раз!" Позволю себе комментарии. Дело в том, что наименьшая пылинка, на которой находится радионуклид, в десять в десятой степени, то есть во много миллиардов раз, по массе больше любого ядра! Понять значение разницы масс двух объектов можно, представив образ многотоннажного грузовика, на который присел комар - эквивалент радионуклида.
- Комиссия некомпетентна?
- Одна из причин некомпетентности в том, что комиссия не имеет экспертного совета. В это трудно поверить, но фактически все решения принимает один человек. По меткому выражению Бехтеревой, "цензор от науки". Человек с крайне ограниченной научной эрудицией - Эдуард Кругляков. Этот человек присвоил себе право на самостоятельные заключения без всяких экспертиз: "Ученым в самом деле очевидно, где наука, а где лженаука". Как можно объяснить восторг, который так и слышится в его заявлении: "Сейчас почти в каждом городе, где есть серьезная наука, есть наш представитель". Сетевая война как раз и заключается в умелой расстановке на ключевые места тех лиц, которые способны депрессировать любые стратегически важные направления развития.
- Как вы оцениваете положение дел в российской науке?
- Научное сообщество - это самая закрытая социальная группа из всех известных. Ее закрытость обусловлена специфическими факторами, объединяющими членов этой группы. Один из таких факторов - главенствующая на данный период времени совокупность научных убеждений, именуемых парадигмой. В системе конкретной парадигмы все участники данной социальной группы защищали свои диссертации, воспитывали учеников, писали научные статьи. Такая общность постепенно приводит к формированию жесткого гештальта - интеллектуальной иллюзии единства личности и матрицы. Любая опасность разрушения парадигмы инициирует активность всех членов данного сообщества, направленную на защиту ее целостности. Эти механизмы формируют структуру, по своей закрытости не уступающую жреческим кастам и признающую единственный суд - свой собственный. Судить приходится нечасто - в этой уникальной социальной группе царит поразительное единодушие. Причина в преданности единому патриарху - парадигме. И любой инакомыслящий зачисляется безальтернативным судом в разряд лжеученых. Но, как известно, парадигмы не вечны.
- Их разрушают лжеученые?
- Те, которые впоследствии переходят в разряд великих ученых. Тех, которые не приняли новую научную парадигму, просто исключают из научного сообщества. Такая борьба конкурирующих систем - это нормально, это эволюционный процесс. Однако следует учитывать, что изначально в этой борьбе существующая парадигма превосходит наступающую конкурентку и по количеству приверженцев, и по методологическому обеспечению. Вот почему создание специальных подразделений в защиту существующих научных убеждений - это огромное преступление не только против прогресса, но и против науки в целом!
- То есть лженауки не существует?
- В данный момент времени производятся и функционируют сотни тысяч вихревых теплогенераторов, принцип работы которых основан на эффекте Ранка - Хилша. Они экономичнее котлов на основе резистивного нагрева. Менеджеры придумали рекламу, будто бы вихревые теплогенераторы имеют КПД выше ста процентов. И комиссия РАН прилагает усилия в борьбе с менеджерами, которым наплевать на закон сохранения энергии. Производители написали сотни писем - они никогда не утверждали, что КПД их котлов больше единицы. Мне в содержании восклицания Эдуарда Круглякова: "Мы воюем с ними свыше пяти лет, а они продолжают продавать их!" - слышится не только шариковское "Мы их душили, душили..." - но и что-то еще, очень душное и больное...
- Будете дальше сражаться с комиссией по лженауке?
- Не сомневаюсь, что грязная история комиссии по лженауке рано или поздно закончилась бы и без меня. Вопрос только в том, сколько еще человеческих судеб было бы исковеркано, сколько еще талантливых ученых покинули бы Россию. Пришло время остановить этот позор: мое дело станет последней страницей в деятельности этой комиссии!
Опубликовано в журнале «Итоги», номер 6(713) 8 февраля 2010 года.